В конце августа исполнился ровно год моей работы бьюти-редактором, и у меня назрела идея этого поста. Какие-то основные тезисы я заранее не продумывала, хочу просто «отпустить ситуацию» и рассказать о том, как я стала редактором и к чему это привело.
История уже практически распространенная, когда журналисты и редакторы заводят блоги, где нет редактуры, абсолютная свобода слава и права выбор, а также на тебя не давит отдел рекламы. Точнее, это я сейчас могу привести такие аргументы, а раньше, будучи исключительно блогером, мне казалось, что блог редактора это что-то непонятное. Зачем, почему, ты и так это делаешь, да еще и на зарплате. И так далее.
Но начнем сначала.
Привет, меня зовут Алена и я —бьютиблогер. Блогером я стала уже довольно давно, просто пришла к этому из-за желания все время о чем-то писать и желания поговорить о любимой косметике. У меня всегда было ее много, я интересовалась трендами, новинками, работала визажистом, читала статьи и книги, короче, углублялась в тему бьюти как только могла. По образованию я и близко не журналист, хотя в какой-то момент прошла интенсив по этой теме, а также посетила пару семинаров и мастер-классов по глянцевой журналистике. Этот мир — глянцевой и бьюти-журналистики — казался мне чем-то особенным, качественным, профессиональным, где знание и любовь к сфере красоты возведены на новый уровень. Что тут сравнивать с «домашними заготовками» блогов. И вот судьба сложилась так, что мне предложили должность бьюти-редактора в Издательстве Burda International, одном из крупнейших издательских домов мира.
Это не совсем глянцевая журналистика, я веду бьюти-полосы в нескольким масс- и миддл-маркет журналах, но зато это именно та сфера, в которой я разбираюсь и могу чем-то поделиться. Так я прошла собеседование, выполнила тестовые задания и приступила к работе мечты.
Имеет ли бьютиблогинг что-то общее с журналистикой? И да, и нет. В блогах мы рассказываем о средствах, каких-то трендах, новинках, сами выбираем, «копать или не копать». В бьюти-журналистике есть план, который составляется, в первую очередь, из-за предпочтений и запросов аудитории. Каждый журнал имеет свою ЦА и свой ценовой порог. Так, если я собираю полосу с новинками в журнал Лиза, ставить туда информацию о лимитированной коллекции Dior просто бессмысленно. Аудитория этого журнала, скорее всего, никогда не будет охотиться за диковинной палеткой за кучу денег. И даже если я хочу рассказать читателям о том, что у Рианны скоро выйдет серебристый хайлайтер с блестками и такой же блеск для губ (бьюти-гики в курсе и хотят такое знать), аудитории эта информация не интересна, так как ЦА охотнее прочитают полосу о масках для лица из огурцов и петрушки.
Кстати, об этом. Что я не люблю, так это еду на лице. Не люблю, не понимаю и никому не советую. Но аудитория конкретного издания такую информацию хочет знать, значит мы будем ее печатать, а то что натертые на терке кабачки с лимонным соком могут вызвать реакцию на коже, это уже не наша ответственность. Хотели маски за три рубля —получите, распишитесь.
Так мы приходим к первому отличию редакторской деятельности от блогерской. Как редактор, я редко указываю свое имя в журнале, только если это лонгрид на какую-то серьезную тему. Безымянный материал выпущен под именем журнала, а не моим собственным, то есть я не несу никакой ответственности. Для блогера это непостижимо, праведный гнев на него может обрушиться в любой момент. Я не говорю, что пишу всякую дичь, нет, наоборот, я как редактор всякую дичь пытаюсь убирать из бьюти-полос. Например, советы вроде “не наносите хайлайтер на все лицо” или “макияж можно снять оливковым маслом” никогда не пройдут мою редактуру и не попадут в мои журналы. Во-первых, наносите хайлайтер куда хотите! Во-вторых, некосметическое масло — прямая дорога к камедонам, оно вам надо?
Второе отличие, я его уже тоже обозначила в тексте, — это приоритет потребностей аудитории над моими собственными. Я могу предлагать свои варианты материалов, и я это постоянно делаю, но не все, что интересно мне, одобряется главредами и подходит аудитории. Это система, под которую приходится подстраиваться, потому что это работа и я получаю за нее деньги.
С другой стороны, редакторская работа снимает с меня и часть блогерской ответственности. Если мне в редакцию приходит пресс-пак, я могу поставить новинки в журнал и уже не писать о них в блоге. Когда большая загруженность, этот бонус немного расслабляет, потому что любая блогерская рассылка (если вдруг я ее не покажу) лежала на моем сердце тяжким грузом до момента публикации. Бренд прислал, значит нужно его отблагодарить. Это не влияет на качество моей оценки при тестировании, но информацию я в любом случае выложу.
Но, можно считать это, конечно, отмазкой, пятидневная рабочая неделя немного охладила мою страсть к блогу. Нет, я не брошу блогерство, и нет, мне не надоела бьюти-сфера (подписывайтесь на мой Telegram-канал), просто когда пять рабочих дней пишешь про бьюти, то в выходные (когда стоит писать в блог) уже порядком от этого процесса устаешь. При этом, конечно, всегда есть, что сказать, и важен фактор свободы. В блоге я сама себе главред, отдел рекламы и мои личные предпочтения в приоритете над запросами аудитории.
Что же дала мне работа редактором? Я стала лучше писать. Я правда так считаю. Более того, теперь я могу плавно переключаться между стилями, потому что в Лизе, Добрых советах и Плейбое все разное: аудитория, подача, тон самого издания. Второе — репутация. Я — редактор. Я не писарь на коленке, который накрутил подписчиков (никогда так не делала, но мало ли), я знаю, о чем говорю и являюсь полноценным членом этого сообщества. Это подтверждает мой трудовой договор, в конце концов. И, наконец, я научилась ценить время — свое и своего читателя. В журнале нет белой страницы, по которой можно растекаться мыслью. Иногда тему нужно максимально раскрыть за два абзаца. Поэтому только по делу, никакой воды, нельзя, чтобы после прочтения моей полосы читатель подумал «я так ничего и не понял, что делать-то в итоге?», это недопустимо. При любом доступном объеме текста нужно написать так, чтобы даже самый неискушенный человек прочел и сказал «ага, понятно, сделаю вот так».
Когда пишешь в таком режиме и формате каждый день, привычка переходит на остальные сферы, в частности, в блог. Поэтому, когда я пишу обзор, я стараюсь максимально раскрыть тему за минимальный промежуток времени. Так, чтобы текст легко читался и так, чтобы сразу все стало понятно. Есть и обратная сторона, иногда нужно порастягивать текст, например, добить «висячую строку» (это когда последняя строка абзаца короче половины строки и выглядит, как обрубок), тогда в ход идут эпитеты, сравнения и вводные слова. А еще нужно избегать повторения слов, я теперь за этим в блоге тоже слежу, хоть и не очень внимательно.
За год работы редактором я стала лучше разбираться в своей сфере: и бьюти, и СМИ. Работа стала отлаженным процессом, в котором все еще много интересного. Но блогерам сейчас, в принципе, доступно практически все тоже самое, что и редакторам: информация, новинки, презентации. Три главных отличия работа редактором от блогерства — это профессионализм (есть блогеры-профи, но основная масса все таки нет), редакционная политика (тон издания, запросы ЦА выше собственных предпочтений, дедлайны) и зарплата (кроме тех блогеров, которые стабильно зарабатывают). Плюс блогерства — это все еще свобода. Свобода выбора, действий, подачи, приоритетов, тайминга и тд. Поэтому сочетание работы редактором с блогерством — это восхитительный тандем, открывающий практически любые двери, но есть вероятность, что больше ни на что другое (читай, жизнь) не останется времени. Да и вероятность выгорания возрастает в разы.
В остальном, делайте выводы сами. А если есть вопросы, задавайте. Еще их можно задавать в чате моего канала в Telegram.
5 Comments